Музыкальное воспитание дошкольников.
Музыкальное воспитание в детском доме - часть учебно-воспитательного процесса. В комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционные, развивающие задачи.
Главная цель музыкального воспитания: формирование духовного мира воспитанников, овладение музыкальной культурой., сформировать определённые умения и навыки.
• - умение слушать музыку,
• - слухоречевое координирование,
• - точность интонирования,
• - умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,
• - умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности;
• - исполнительские навыки)
Задачи воспитательные:
• повышать культурный уровень воспитанников;
• развивать художественный вкус детей;
• обогащать их музыкальный кругозор;
• создавать атмосферу творчества;
• воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности.
Задачи образовательные:
• формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской
• деятельности;
• формировать музыкально-эстетический словарь;
• формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности.
Задачи коррекционные:
• корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
• исправлять дефекты речи;
• помогать самовыражению умственно отсталых детей;
• способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
• способствовать снятию эмоционального напряжения, преодолению неадекватных форм поведения.
Задачи развивающие:
• совершенствовать певческие навыки;
• развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки;
• активизировать творческие способности.
Педагогические принципы:
• доступности;
• последовательного формирования мыслительной деятельности от простого к сложному;
• наглядности и эмоциональности, индивидуального и дифференцированного подхода, (которые предполагают учет особенностей высшей нервной деятельности ребенка);
• многократной повторяемости с элементами нового, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);
• активизация внимания с использованием частой смены видов деятельности;
• соблюдения тщательной дозировки заданий;
• темп работы, соответствующий работе детей
Реализация программы музыкального воспитания
«Ладушки».
В дошкольных группах нашего учреждения реализуется программа музыкального воспитания «Ладушки». Программа полностью оснащена методическими и дидактическими материалами. В конспектах занятий, которые приводятся авторами в полном объёме большое количество игровых приёмов, что существенно облегчает задачу введения ребёнка в разнообразный мир музыки. Который наполнен разными звуками, красками, эмоциями и конечно игрой.
В процессе занятий рождаются интересные находки и приёмы: волшебный платочек завязанный ребёнку на шею, помогает не бояться и петь громко, стихи приветствия, считалки, улучшают дикцию и речь детей, использование микрофона помогает лучше слышать себя и быстрее обучаться пению.
Самым трудным этапом творчества является импровизация. Использование и показ знакомого материала самостоятельно. Или перенесение полученного навыка в самостоятельную деятельность. Но благодаря системной работе эти задачи постепенно решаются.
Дошкольный возраст - это прежде всего коррекция личности ребёнка и подготовка его психических процессов к дальнейшему обучению в школе. Совершенствуя двигательные и музыкально-ритмические навыки, улучшается работа мозга. Раскрепощается речевой аппарат, в работе над песней воспитывается речевой слух. У детей детского дома речевой слух как и музыкальный развиты довольно слабо. Для развития этих навыков используется коррекционная ритмика.
Коррекционная ритмика.
Из всех музыкально-выразительных средств ритм оказывает наибольшее влияние. (Марши, танцевальная музыка имеют более чёткие ритмические структуры, поэтому способствуют организации и желанию двигаться) а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
В коррекционной педагогике развитие чувства ритма рекомендуется осуществлять через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи, воспитания ритма речи.
Ритмические карточки.
Ограничение ребёнка в движении может явиться одной из причин задержки его психического развития. Ю. Змановский считает, что существует прямая зависимость между движением и речью. Звучащие жесты – это ритмическая игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др. Для этого используются ритмические карточки. На которых ребенок видит ритмическую схему и прохлопывает её. Отличая длинный и короткий звук.
Музыка моего тела: звучащие жесты. Приветствие по программе Ладушки.
Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит необходимый элемент движения в освоение ритма. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов, обладают высокой педагогической целесообразностью и эффективностью.