1 этап. Обязательное чтение стихотворения взрослым. Взрослый дает образец выразительного и правильного чтения, помогает ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.
2 этап. Выясните, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросите, о чем говорится в стихотворении? Понравилось ли стихотворение ребенку? Что понравилось особенно? Что не понравилось? Задать вопросы по тексту.
3 этап. Уточните значение трудных слов, спросить все ли понятно. Произнести с ребенком трудные слова из текста. Объяснить значение не понятных слов, опираясь на жизненный опыт ребенка. Если вам трудно самостоятельно объяснить значение слова, покажите его на картинке.
4 этап. Прочитайте или произнесите еще раз вместе. Или пусть ребенок читает сам 2 раза (вслух и шепотом), обязательно передавая выражение. Соблюдая знаки препинания.
5 этап. Совместите чтение с движениями тела или рук. Это вызовет интерес и улучшит запоминание. Так можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый. Если читает ребенок, то никакие движения не выполняются.
6 этап. Нарисуйте это стихотворение в виде символов. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Стихотворение можно изобразить в виде картинок-символов. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память.
7 этап. Заучивайте стихотворение не по строчке, а по фразам. Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями. Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части, а потом все объединить.
8 этап. Повторите стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, предложить рассказать его зашедшему гостю, старшему брату и пр. Можно использовать прием, когда Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Можно рассказать стихотворение на ночь подушке, луне, и т.д. Нам это может быть смешно, а дети, особенно с ОВЗ, все воспринимают за чистую монету, и с удовольствием будут рассказывать и вымышленному домовенку, и луне за окном и дождику.
9 этап. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет. Если вы пройдете 8-9 этапов, то ребенок выучит стихотворение. При таком заучивании делается упор на все системы человека (слуховую, зрительную, образную память включаем, кинестетическую – движения) и все они работают вместе, значительно облегчая работу ребенка, помогая лучше и легче запоминать стихи.
Если Вы будете учить стихотворения таким образом и со школьниками, они смогут даже трудные стихи запомнить быстро и хорошо.
Педагог - психолог Калинина А.И.